Теоретический тур / Задача 6

Всероссийская олимпиада школьников / 2010/2011 / Заключительный / с. Медное, Тверская область

В основе этого достижения современной цивилизации лежат разработки американских университетов по обеспечению надежности передачи информации на большие расстояния, выполнявшиеся по заказу военных в 60-е годы ХХ века. В наши дни им пользуется уже каждый четвёртый житель планеты. На диаграмме (рисунок 4) показан рейтинг десяти стран, которые в 2009 году были мировыми лидерами по абсолютным значениям показателя, характеризующего распространение этого научно-технического достижения. В скобках приведены относительные значения данного показателя (в % от числа жителей каждой из стран-лидеров).

Рисунок 4. Десять стран мира, лидировавших в 2009 г. по абсолютным значениям анализируемого показателя (в скобках – относительные значения показателя, доля от числа жителей, в %)

Источник: Данные одной из международных организаций.
Карта (рисунок Б листа-вкладки) отображает различия в величине относительных значений показателя между всеми странами мира.
О каком научно-техническом достижении и о каком показателе идёт речь? Определите страны, скрывающиеся за буквенными обозначениями на диаграмме. Кратко поясните, чем вы при этом руководствовались.
Какие три новых государства могут, на ваш взгляд, в ближайшем десятилетии войти в десятку стран, лидирующих в мире по абсолютному значению этого показателя?
Назовите не менее трёх причин, которыми объясняются столь значительные контрасты в распределении относительных значений показателя по странам мира.

Рисунок Б (лист-вкладка). Относительные значения показателя.

Достижение цивилизации:

__________________________

Показатель:

___________________________

Буквами на диаграмме (рисунок 4) обозначены следующие страны:

Страна

Пояснение

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Три государства, которые могут в ближайшем десятилетии войти в десятку мировых лидеров по анализируемому показателю.

  1. ______________________________________________________________________ (объяснение)
  2. ______________________________________________________________________ (объяснение)
  3. ______________________________________________________________________ (объяснение)

Три причины контрастов в распределении относительных значений анализируемого показателя по странам мира.

  1. ___________________________________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________________________

Ответ

Всероссийская олимпиада школьников
Заключительный
2010/2011
с. Медное, Тверская область, Россия
9, 10, 11

Наумов А.С.

Вы автор задания? Напишите нам.
Мы заботимся об авторских правах разработчиков заданий и работаем над восстановлением авторства заданий прошлых лет. Подробнее: Политика сайта

Задания I (теоретического) тура 2011 г / А. И. Даньшин, А. Г. Жеренков, П. Л. Кириллов и др. // География в школе. — 2011. — № 8. — С. 45–51.

Нашли ошибку? Нажмите Ctrl+Enter или напишите нам