Теоретический тур / Задача 1

Всероссийская олимпиада школьников / 2010/2011 / Заключительный / с. Медное, Тверская область

В 1911 году в результате мощного землетрясения произошло одно из самых грандиозных преобразований ландшафта в современной истории –появление озера площадью около 80 кв. км и глубиной до 500 м. Это озеро возникло вследствие образования естественной дамбы высотой 567 м, которая запрудила воды горной реки, уничтожив два населённых пункта и несколько десятков человек. Озеро впоследствии было названо по имени одного из этих населённых пунктов, а самая высокая в мире естественная дамба, ставшая причиной его возникновения, – по имени другого. Как называютсяозеро и дамба? На территории какой современной страны они расположены?

Как показали недавние события в Японии, землетрясения могут вызывать катастрофические последствия. На рисунке А листа-вкладки показано расположение эпицентров десяти разрушительных землетрясений, произошедших в разные годы. Используя дополнительную информацию, впишите в таблицу на листе для ответа номера, соответствующие каждому из этих землетрясений. Отнесите данные землетрясения к двум типам, в зависимости от того, в зонах с какими тектоническими характеристиками они произошли. Укажите, в чём заключается различие этих типов.

Для оценки и сравнения землетрясений применяются два основных подхода: первый – измерение сейсмической энергии, второй – измерение степени воздействия (интенсивности) землетрясения. Что является характеристикой землетрясения при каждом из этих подходов? Для каких целей наиболее рационально применять каждую из этих шкал? Ответ обоснуйте.

Рисунок А (лист-вкладка)

Название озера _______________________________________
Название естественной дамбы __________________________
Страна_______________________________________________

Укажите номер соответствующего землетрясения (см. рисунок А листа-вкладки) напротив года и примечания:

Год

Примечание

 

1138

В результате этого одно из самых разрушительных в истории цивилизации землетрясений был разрушен важный культурный центр Древнего мира и Средневековья

 

1755

Одно из первых научно документированных землетрясений, изучение последствий которого заложило основы современной сейсмологии. В результате землетрясения был разрушен крупный столичный город

 

1923

Землетрясение вызвало сильное цунами и привело к разрушению одного из крупнейших городов в мире

 

1960

Самое сильное из известных в истории наблюдений землетрясение по величине выделенной сейсмической энергии

 

1970

Снежные лавины и оползни, вызванные этим землетрясением, погребли десятки тысяч человек, разрушив несколько городов и поселков

 

1976

Самое разрушительное по количеству человеческих жертв землетрясение в ХХ веке

 

1988

Привлечение международных спасательных команд на место землетрясения стало одним из символов окончания холодной войны. В результате землетрясения была остановлена работа близлежащей атомной электростанции

 

2003

Землетрясение разрушило средневековую цитадель - памятник Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

 

2004

Разрушительные последствия землетрясения охватили максимальную по площади территорию в современной истории

 

2010

Землетрясение привело к гуманитарной катастрофе самую бедную страну в своей части света

Классификация землетрясений 1-10 по расположению в зонах с разными тектоническими характеристиками:

Тип 1.__________________________________________________________________

№№ землетрясений (см. рисунок А) _________________________________

Тип 2.__________________________________________________________________

№№ землетрясений (см. рисунок А) _________________________________

Что является характеристикой землетрясения:

- при измерении сейсмической энергии____________________________

- при оценке степени воздействия (интенсивности) _______________

Для каких целей наиболее рационально применять каждый из этих подходов?

Первый: ______________________________________________________________

Второй: _______________________________________________________________

Ответ

Всероссийская олимпиада школьников
Заключительный
2010/2011
с. Медное, Тверская область, Россия
9, 10, 11

Мазеин Н.В.

Вы автор задания? Напишите нам.
Мы заботимся об авторских правах разработчиков заданий и работаем над восстановлением авторства заданий прошлых лет. Подробнее: Политика сайта

Задания I (теоретического) тура 2011 г / А. И. Даньшин, А. Г. Жеренков, П. Л. Кириллов и др. // География в школе. — 2011. — № 8. — С. 45–51.

Нашли ошибку? Нажмите Ctrl+Enter или напишите нам