Теоретический тур / Задача 1
Всероссийская олимпиада школьников / 2010/2011 / Заключительный / с. Медное, Тверская область
В 1911 году в результате мощного землетрясения произошло одно из самых грандиозных преобразований ландшафта в современной истории –появление озера площадью около 80 кв. км и глубиной до 500 м. Это озеро возникло вследствие образования естественной дамбы высотой 567 м, которая запрудила воды горной реки, уничтожив два населённых пункта и несколько десятков человек. Озеро впоследствии было названо по имени одного из этих населённых пунктов, а самая высокая в мире естественная дамба, ставшая причиной его возникновения, – по имени другого. Как называютсяозеро и дамба? На территории какой современной страны они расположены?
Как показали недавние события в Японии, землетрясения могут вызывать катастрофические последствия. На рисунке А листа-вкладки показано расположение эпицентров десяти разрушительных землетрясений, произошедших в разные годы. Используя дополнительную информацию, впишите в таблицу на листе для ответа номера, соответствующие каждому из этих землетрясений. Отнесите данные землетрясения к двум типам, в зависимости от того, в зонах с какими тектоническими характеристиками они произошли. Укажите, в чём заключается различие этих типов.
Для оценки и сравнения землетрясений применяются два основных подхода: первый – измерение сейсмической энергии, второй – измерение степени воздействия (интенсивности) землетрясения. Что является характеристикой землетрясения при каждом из этих подходов? Для каких целей наиболее рационально применять каждую из этих шкал? Ответ обоснуйте.
Рисунок А (лист-вкладка)
Название озера _______________________________________
Название естественной дамбы __________________________
Страна_______________________________________________
Укажите номер соответствующего землетрясения (см. рисунок А листа-вкладки) напротив года и примечания:
№ |
Год |
Примечание |
1138 |
В результате этого одно из самых разрушительных в истории цивилизации землетрясений был разрушен важный культурный центр Древнего мира и Средневековья |
|
1755 |
Одно из первых научно документированных землетрясений, изучение последствий которого заложило основы современной сейсмологии. В результате землетрясения был разрушен крупный столичный город |
|
1923 |
Землетрясение вызвало сильное цунами и привело к разрушению одного из крупнейших городов в мире |
|
1960 |
Самое сильное из известных в истории наблюдений землетрясение по величине выделенной сейсмической энергии |
|
1970 |
Снежные лавины и оползни, вызванные этим землетрясением, погребли десятки тысяч человек, разрушив несколько городов и поселков |
|
1976 |
Самое разрушительное по количеству человеческих жертв землетрясение в ХХ веке |
|
1988 |
Привлечение международных спасательных команд на место землетрясения стало одним из символов окончания холодной войны. В результате землетрясения была остановлена работа близлежащей атомной электростанции |
|
2003 |
Землетрясение разрушило средневековую цитадель - памятник Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО |
|
2004 |
Разрушительные последствия землетрясения охватили максимальную по площади территорию в современной истории |
|
2010 |
Землетрясение привело к гуманитарной катастрофе самую бедную страну в своей части света |
Классификация землетрясений 1-10 по расположению в зонах с разными тектоническими характеристиками:
Тип 1.__________________________________________________________________
№№ землетрясений (см. рисунок А) _________________________________
Тип 2.__________________________________________________________________
№№ землетрясений (см. рисунок А) _________________________________
Что является характеристикой землетрясения:
- при измерении сейсмической энергии____________________________
- при оценке степени воздействия (интенсивности) _______________
Для каких целей наиболее рационально применять каждый из этих подходов?
Первый: ______________________________________________________________
Второй: _______________________________________________________________
Ответ
Мазеин Н.В.
Вы автор задания? Напишите нам.
Мы заботимся об авторских правах разработчиков заданий и работаем над восстановлением авторства заданий прошлых лет. Подробнее: Политика сайта
Нашли ошибку? Нажмите Ctrl+Enter или напишите нам